Каким был спорт в кино ХХ века

Вплоть до ХХ века занятия спортом считались уделом исключительно элитных слоев общества. Физическим самосовершенствованием занимались только те, кто мог себе позволить посвящать этому свое свободное время. Однако, со временем стремительная урбанизация в СССР помогла «сравнять» положение аристократов и рабочего класса. Физическая культура начала проникать в массы.
В сознании граждан того периода физическое развитие сопоставлялось с духовным. Спорт был как способ уйти от низменных животных потребностей, оказаться выше всего этого. Подтверждение тому можно увидеть в фильме «Путевка в жизнь»(1931). Когда неожиданно сорвалась поставка сырья, производство в коммуне пришлось остановить. Рабочие незамедлительно опустились до низменного уровня жизни — начали много пить, играть в карты и даже убивать животных. В противопоставление этому зрителям показан директор, подтягивающийся на кольцах. Он, видя общий упадок в коммуне, таким образом старается сделать духовное усилие.
В киноленте «Третья Мещанская» все показано несколько иначе. Здесь развеяны представления о спорте как средстве не только физического, но и духовного оздоровления. Режиссер рушит стереотипы о том, что физическими упражнениями занимаются люди с исключительно высокими моральными качествами. Здесь заниматься спортивными тренировками могут и азартные игроки, маргиналы, распутники.
Очень ценилась способность мужчин к тяжелым видам спорта, подразумевающим повышенную нагрузку. Обычная гимнастика считалась уделом пионеров. Мужчины должны были таскать железо.
Война нанесла сильнейший удар по населению Советского Союза, сократив и количество способных и талантливых спортсменов. Однако, после нее сильно изменилось представление о «правильном» и «неправильном» времяпрепровождении. Тренировки стали считаться действительно хорошим досугом. Со временем его сделали обязательным для всех слоев населения.
Затем начала происходить сексуализация спортивных занятий, что можно наблюдать в фильме «Повести о первой любви». В одной из сцен учитель физкультуры весьма двусмысленным образом подхватывает ученицу за бока во время упражнения.
За границей эта тенденция со временем только набирала обороты. Цензура ослабевала, поэтому в американском и шведском кино можно было увидеть полуобнаженных спортсменок. Однако, до нас это не дошло. Советская цензура все еще оставалась довольно жесткой.
С течением времени на просторах СССР спорт перестал быть маркером хорошего поведения. Например, в фильме «Золотой теленок» Александр Корейко, расхищавший собственность, тягал гантели и занимался бегом.
К 70-м годам физическая культура стала восприниматься совсем иначе. В фильмах стали потешаться над бегающими и прыгающими стариками, чрезмерная физическая активность стала выглядеть слишком неестественно в глазах общества.