Вся правда о кулачных боях

Кулачные бои служили потехой для народа. Это было увеселение как для самих участников, так и зрителей. Поговаривают, что Петр I особенно любил события подобного плана, такое зрелище доставляло ему радость. Бои кулаками появились на Руси уже в глубокой древности и просуществовали до начала 20 века. Изначально они возникли в Древней Греции и даже были включены в Олимпийские игры.
Считалось, что славяне являются доблестными воинами, ведь войны на Руси происходили часто. Именно потому с самого детства развивались разнообразные ратные навыки. У детей это были игры наподобие «Царя горы», метаний, а когда ребята подрастали, они могли принять участие в кулачных боях. Проводилось данное событие обычно по праздникам: Рождество, Масленица и многие другие.
Стоит отметить, что представители церкви всячески старались бороться с кулачными поединками, считая их языческим явлением. Даже вводились запреты, призванные испугать участников боев. К ним относилось то, что «бойцы» отлучались от церкви, а убитых в бою было запрещено отпевать (ведь порой случались и летальные исходы). Негативное отношение к боям было в дальнейшем и у Елизаветы Петровны, и у Николая I, и у других правителей.
История гласит, что Екатерина II была не против посмотреть на кулачные поединки. Петр II вовсе внес свои поправки в данное увеселение, не предавая их запрету. Он ввел ограничение, согласно которому запрещалось бить лежачих. К слову, именно с тех пор завелась крылатая пословица «не бей лежачего».
Незнающему человеку может показаться, что такие поединки — обычный мордобой. Но это далеко не так, ведь кулачный бой имел свои правила и нюансы. В поединках могли сражаться деревня с деревней, слобода со слободой или улица с улицей. При этом дрались голыми руками. Нельзя было бить по паху и по ногам, то есть для ударов была открыта часть тела выше пояса.
Существовали ограничения, согласно которым, как было сказано выше, нельзя было бить лежачего, а также того, у кого было кровотечение. Также запрещалось использовать в бою какие-либо орудия. За соблюдением правил следили судьи, зрители, а также сами участники. Того, кто не соблюдал правила, наказывали строго. Поединки могли закончиться пожизненными увечьями, а также убийствами.
Одним из видов боя был «сцеплялка-свалка». Он означал, что каждый участник дерется сам за себя, то есть против всех. Для такой разновидности особо были важны ловкость, сила удара и хладнокровие.
Самым распространенным считался «стенка на стенку». Этот поединок делился на три этапа. Сначала дрались мальчики, затем неженатые парни, в конце самые взрослые. Задача боя заключалась в том, чтобы заставить сторону противника пуститься в бегство или отступить. При этом у каждой «стенки» был «вожак», который мог определять тактику поединка и подбадривать участников.
Существовал также бой под названием «один на один» или «сам на сам». Такие поединки могли случаться внезапно по желанию участников. Проводиться могли как в обычные дни, так и в праздники. Подобные бои иногда использовались в качестве доказательства правоты ответчика в судебном деле. Просуществовал поединок «один на один» до смерти Ивана Грозного.
Как отобразились кулачные бои в искусстве и почему они прекратились
Григорий Орлов, граф и фаворит Екатерины II, настолько любил кулачные бои, что участвовал в них сам. При этом он был хорошим бойцом и приглашал сразиться в поединке известных кулачников.
Легендарным героем считается Ян Усмошвец. О нам написано в «Повести временных лет». Повествуется, что он голыми руками смог убить быка, а после этого сразиться с печенегом (представитель кочевого племени).
О кулачном бое писали многие известные авторы, а также нарисовали немало картин известные художники. Строки произведений посвятили поединкам Михаил Лермонтов, Максим Горький, Сергей Аксаков. В иллюстрациях отобразили бои Виктор Васнецов, Михаил Песков.
Подвели черту кулачным боям события 1917 года. Тогда посчитали, что поединки — это пережиток старого царского режима. Тем не менее бои изредка, но продолжали происходить вплоть до 1950 года. В них стали принимать участие уголовники, которые вопреки традиционным правилам стали использовать в драках ножи.
В 1990-х годах были осуществлены попытки возродить кулачные бои как школу славянских боевых искусств. Безусловно, данное явление можно встретить и сейчас в исключительных случаях. Например, на русских праздниках, но это уже далеко не тот размах, какой имели поединки на Руси.