Япония и математика, подходы к системе обучения

Сингапур и Япония длительное время занимали первые места в списках результатов тестирования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Точно также и другие страны Азии частенько возглавляют подобные рейтинги. Подобные математические успехи вызывают множество вопросов.
Например, можно ли стать математическим гением или им необходимо родится? Для того, чтобы получить на это ответ, придется рассмотреть все подходы к обучению математическим дисциплинам в азиатских странах.
Преподавание математики в Японии
Учащиеся японских школ начинают изучать таблицу умножения в виде стихов, песен примерно в 7 лет. Называются подобные рифмованные произведение куку, что означает 9, 9. Второклассники участвуют в различных соревнованиях, рассказывают табличку на скорость и учат ее наизусть. Их проверяют не только учителя в школе, но и родители дома. Для того, чтобы получить призовые места на соревнованиях по воспроизведению, школьники должны очень долго и усердно тренироваться сначала самостоятельно, а потом с секундомером.
Также большинство родителей отправляет своих детей на внеклассные математические занятия. По последним подсчетам в этой стране есть более 20000 математических курсов и подобных образовательных организаций. Занимаются в них все, начиная от первоклассников, заканчивая учениками старшей школы. Для того, чтобы материал хорошо запоминался, учителя используют ментальную арифметику.
Проходят подобные уроки примерно один или два часа. Дети приходят сюда два либо четыре раза в неделю. После того, как изучается таблица умножения, примеры начинают решаться при помощи счетной доски под названием абакус. Следующим уровнем является счет примеров в уме.
На уроках дети получают листы с примерами, распечатанные на принтере. Для того, чтобы показать свои знания, они должны потратить на решение минимум времени. Кстати, эти уроки проходят в дополнение к школьным, которых в расписании 4 в неделю.
Достаточно всего несколько лет, чтобы японские дети начали умножать 7 и 8-значные числа в уме. Ментальная арифметика и такая интенсивность занятий позволяет им делать вычисление быстрее, чем ребенок из любой другой части света.
Стремление к победе
Соревнования по математике начинаются у японских детей буквально с первого класса. Их приучают к тому, что счет на скорость позволяет многого добиться в жизни. Для них это такой себе новый вид спорта, на котором основываются городские, региональные соревнования.
И, хотя такой подход значительно отличается от общепринятого, дети начинают воспринимать конкуренцию не так, как европейские жители. Они избавляются от излишней опеки, начинают самостоятельно думать, понимают, что такое победа, полученная исключительно благодаря своим усилиям. Подобное дополнительное оценивание дает им новую мотивацию, стремление к дальнейшему развитию.
Развитие таланта
Математическим гением никто не рождается. Судя по исследованиям, для того, чтобы подняться на экспертный уровень в чем-либо, необходимо пройти 10000 часов практики. Получение определенных успехов требует много времени, сил.
Как уже упоминалось, японцы буквально с первого класса начинают участвовать в математических состязаниях. Начинается все пересказом таблицы умножения на скорость, далее задания усложняются и, например, в старших классах, они представляют собой уже арифметические вычисления в уме. Можно сказать, что любовь к математике поддерживает в японцах дух соревновательности.
Языковые навыки
Для того, чтобы разобраться в причинах успеха жителей азиатских стран в математике, многие ученые проводили исследования. Например, Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего?» сделал особый акцент на языке. На китайском название чисел очень короткие. Четыре, для примера, звучит как си, 7 означает ки. Чем они короче, тем быстрее они запоминаются. Если взять последовательность чисел 4, 8, 5, 3, 9, 7, 6, англоговорящий человек с первого раза запомнит ее только наполовину, а вот китайцу она будет доступна вся. Дело в том, что кратковременная память человека сохраняет цифры в отрезке 2 секунды в среднем. То есть, в последствии воспроизвести можно будет то, что было произнесено именно за это время.
Еще один секрет заключается в логике. В китайском языке сложные числа названы более логично, чем в английском или русском. Взять, для примера, число 16. У нас сначала используется производное от 6, затем продолжается названием одного десятка. 61 составлена уже более логично. Сначала обозначается количество десятков, затем указываются единицы. В азиатских языках та же цифра 16 звучит как 10 и 6. То есть, азиатские дети получают ряд преимуществ. Считать они начинают быстрее, чем их европейские сверстники. Также арифметические действия они выполняют проще и легче.